Пичугина Анна Александровна,воспитатель МБДОУ"Детский сад "Золотой ключик"г.Рославль

проект "Сороки"

     

     

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               
                    

 

 

                       

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад «Золотой ключик»

 

 

                                                Проект

по духовно –нравственному воспитанию на тему: народный праздник «Сороки»

Сроки реализации: краткосрочный,неделя (18.03-25.03.2020г)

Тип проекта: познавательно-творческий 

Участникипроекта: дети старшей группы «Чебурашка», воспитатель, родители.

                                

 

                                                                                 Подготовилвоспитатель:

                                                                                                   Пичугина А.А.

 

 

 

                                                     2020г.                                                                                                                                                                                          


Актуальность

Россия богата своими традициями, обычаями,народными праздниками. Одним из таких праздников является Сороки или по-другому«Жаворонки». Старинный праздник Сороки (22 марта)сейчас почти забыт, а для наших предков это был день встречи весны. Имеябогатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в которомпереплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, темсамым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, клучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Организуя проект«Сороки», я с родителями поставила перед собой цель познакомить детей собычаями и традициями празднования народного  праздника  череззаклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры. Ввести детей вобстановку старинных русских обрядов.     

  Цель: приобщениедетей дошкольного возраста к культуре русского народа,

 его истокам, языку.

Задачи:

Знакомить детей снародным календарным праздником «Сороки» – прилетом птиц.

Знакомить детей сприродным явлением – днем весеннего равноденствия   

  Задачи проекта по образовательным областям:

«Познавательноеразвитие»:

 Развивать интерес к русской национальнойкультуре.

Развивать познавательныеинтересы, в том числе творческое мышление.

расширять знания о перелетных птицах;

Воспитывать патриотическиечувства к традициям русского народа.

«Речевоеразвитие»:

Содействовать расширению иактивизации словаря дошкольников;

развивать интерес к русскому фольклору черезрусские весенние заклички, хороводы, народные игры;

активизировать речь детей словами, взятыми изнародной культуры.

 «Социально – коммуникативное развитие»:

Познакомить с народнымииграми, традиционно проводимыми в праздник «Сороки»

Формирование интереса крусской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как кобъекту изучения, как средству развития толерантности.

 воспитыватьбережное отношение к окружающей природе; прививать любовь к птицам

«Художественно– эстетическое развитие»:

Ознакомить с произведениямиискусства, посвященные праздникам.

Развивать творческие умениянеобходимые в декоративно- прикладном искусстве.

 

 

«Физическоеразвитие»:

Содействовать развитиюдвигательной координации, мелкой мускулатуры рук.

                                                                                                                                        

Задачиработы с родителями:

Ознакомление родителей стемой, целями, задачами и актуальностью данного проекта. Привлечь родителей к жизни детского сада,поощрять совместные работы детей и родителей по теме проекта.

 

Ожидаемыйрезультат:

Детиузнают и называют перелетных птиц и их особенности.

Детизнают весенние месяца, их очередность.

Знают,что 22 марта по астрологическому календарю «день весеннего солнцестояния» или«День Сороки».

Рассказываютоб обычае встречи перелетных птиц.

Всвоей речи стали чаще использовать заклички, потешки, загадки, песни.

Знаюти называют приметы весны.

 

Этапы проекта:

1.     Подготовительный:

Постановкецелей и задач .

Изучениеимеющихся условий для реализации проекта, подбор наглядно-дидактическогоматериала.

 Создание развивающей предметно-пространственнойсреды. Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности.

 

2.     Практический (основной)

Познавательное развитие:

    Рассматриваниеальбома «Перелетные птицы»

    Беседы:«Пришла весна, отворяй ворота»

Игровая деятельность

Дидактическиеигры: «Времена года», «Весна», «Что лишнее?»

Подвижныестаринные игры русского народа

Разучиваниенародных игр с пением: «Веснянка», «Золотые ворота», «Горелки»,

Сюжетно-ролеваяигра «Весенний концерт»

 

Изобразительная деятельность

Лепкана тему: «Жаворонки, Господа, прилетайте к нам сюда!»

Аппликация:  «Скворечник»

Ручнойтруд: кукла «мартиничка»

 

Музыкальная деятельность

Пениеи слушание песен о весне, о жаворонке

Разучиваниехороводов «Веснянка», народных игр

Слушаниепроизведений о весне: «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского,«Песнь Жаворонка»

 

Речевое развитие

Заучиваниестихов о весне:   - А. Плещеев «Ужтает снег, бегут ручьи…»- С. Маршак «Апрель»;   - Е. Серова «Подснежник»;

Беседы натему «Весна», «Весенние радости», «Солнечная капель»

Чтение и заучиваниепесенок- закличек: «Весна, весна, проснись ото сна», «Жаворонки,прилетите»,  «Жаворонки»,«Солнышко-ведрышко» и др.

Разучиваниенародных поговорок, загадок.

 

Совместная деятельность с родителями

Консультациядля родителей «Как изготовить куклу мартиничку вместе с ребёнком»

Совместноеизготовление творческих работ по теме проекта

Тематическиезанятия

 

Продуктпроектной деятельности

Сценарий праздника «Сороки»

Изготовление жаворонков из теста.

 

3.Этапзаключительный

Праздник «Сороки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература:

 

1.     БелоноговаГ., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям //Дошкольное воспитание. 2003.№ 1. С. 82 – 92

2.     Воспитаниенравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой, М.,2001

3.     ДороноваТ. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями //Дошкольноевоспитание. 2004. № 1. - С. 60 - 68.

4.     ЖуковскаяР.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.

5.     Знакомимдетей с малой Родиной. Полякова Т. В.

6.     КозловаА. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

7.     КомратоваН.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическоепособие, М., 2007. 8.Комратова, Н.Г. Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». УправлениеДОУ 2005 №1.

8.     http://ruskline.ru/analitika/2012/10/31/zyorna_v_zemlyu_dobruyu

9.     http://www.istoky-co.ru/main.php

10.                       https://infourok.ru/proekt-na-temu-znakomstvo-detey-s-tradiciyami-provedeniya-prazdnika-soroki-1296521.html

11.                       http://folklor-dlya-detej.ru/russkie-narodnye-zaklichki-pro-vesnu/

12.                       https://ru.wikipedia.org/wiki/Сороки_(праздник)

13.                       http://www.stihi.ru/2016/04/04/7716

 

 

 

 

 

 

                                                                                   

7 июля 2020 в 16:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.