Пичугина Анна Александровна,воспитатель МБДОУ"Детский сад "Золотой ключик"г.Рославль

Программа кружка "Букварёнок"

ПРОГРАММА КРУЖКА

 «БУКВАРЁНОК»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Золотой ключик»

 город Рославль, Смоленской области

на 2018-2019 год

средняя группа 4 -5 лет.

Воспитатель первой квалификационной 

категории: Пичугина А.А.

г. Рославль

2018 г

Пояснительная записка.

1.1Актуальность.

1.2Этапы программы

1.3 Цель и задачи программы.

2.Тематический план.

1 этап – ФОЛЬКЛОР

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки - мудрость народа

2.1Занятие 1 «Малые фольклорные формы – потешки».

2.2 Занятие 2 « Малые фольклорные формы – скороговорки, чистоговорки».

2.3Занятие 3 «Малые фольклорные формы – загадки».

2.4 Занятие 4«Малые фольклорные формы – пословицы и поговорки».

2 этап -  СТИХИ и БАСНИ

2.5 Занятие 5 «Весёлые стихотворения».

2.6  Занятие 6 « Стихотворения о детском саде и игрушках».

2.7 Занятие 7 « Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»».

2.8Занятие 8 « Чтение басни Л. Толстова «Два товарища»»

3 этап -  РУССКИЕ НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ

НАРОДОВ МИРА.

2.9 Занятие 9 «Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики»».

2.10Занятие 10 «Чтение русской народной сказки «Смоляной бычок»». 2.11 Занятие 11 «  Рассказывание русской народной сказки «Кот и Петух».

 2.12 Занятие 12 «Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

2.13 Занятие 13 «Чтение украинской народной сказки «Коза-дереза»».

2.14 Занятие 14  «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Игра-драматизация сказки (настольный театр)»

4 этап - ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ.

2.15 Занятие 15 «Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа»»

2.16 Занятие 16 «.Чтение сказки С. Маршака «Кто колечко найдёт?»».

2.17 Занятие 17 «Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Алёнка разбила зеркало».

2.18 Занятие 18 «Чтение сказки Г. Цыферова «В медвежий час»».

3. Приложение.

4.Список литературы.

Пояснительная записка

Программа разбита на 4 этапа - это позволяет воспитателю серьёзно подготовиться к ознакомлению детей с художественной литературой. Педагог должен уметь не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения. Также необходимо предусмотреть возможные вопросы, отклик детей на события и поступки героев книги. Педагог во время чтения должен правильно стоять или сидеть перед детьми, чтобы они могли не только слышать, но и видеть лицо, наблюдать за мимикой, жестами, выражением глаз. Мимика и жесты могут быть применены во время психологической паузы, цель которой – мобилизовать внимание слушателей, подчеркнуть сказанное. Трудно представить дошкольника, который после активного слушания никак бы не реагировал на  прочитанное Выслушав ребят, педагог и сам может и должен высказать своё мнение об  услышанном, Заинтересованная детвора просит познакомить их с другими произведениями на эту же тему. Это следует рассматривать как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности, интенсивного развития познавательной активности.

Подготавливая текстовый материал для чтения вслух, педагогу следует соблюдать стиховые паузы, рифму. Те же требования относятся и к басне. Басня – это аллегорическое произведение. Её смысл дети самостоятельно не могут понять. Воспринимается басня как сказка, где действующие лица – животные. Стиль чтения басни – разговорный, требующий бытовых разговорных интонаций. Ритмомелодика меняется, подчиняясь сюжетной линии.

Во время реализации программы необходимо продолжать прививать умение внимательно слушать произведение, воспитывать желание выучить наизусть полюбившееся стихотворение, пословицу, считалку, поговорку. Поддерживать интерес к художественному слову. Продолжать учить работе с книгой, рассматриванию иллюстраций, картинок. Объяснить детям, как важны в книге иллюстрации. Они помогают узнать много интересного.

Актуальность

 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.


 Программа состоит из 4 этапов:

1. Этап – ознакомление детей с фольклором/ 4 занятия.

2. Этап – ознакомление детей со стихами и баснями /4 занятия.

3. Этап – ознакомление детей со сказками русскими народными и народов мира/6 занятий.

4. Этап – ознакомление детей с произведениями поэтов и писателей России/4 занятия.

В результате реализации программы «Букварёнок» даже неуверенные, застенчивые, плохо говорящие дети будут стремиться участвовать в драматизации, читать наизусть стихи выразительно, внятно, с разной силой голоса. Дети станут более уверенными, активными, эмоциональными, творческими.

Цель программы:

 формирование целостной картины; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в т. ч. развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; расширение представлений детей о театрализованной деятельности.

Задачи программы:

1. Воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям.

2. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

3. Совершенствовать художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений наизусть, драматизации.

4. Продолжать учить при поддержке воспитателя инсценировать и драматизировать отрывки из народных сказок, стихотворений.

5. Учить детей рассматривать иллюстрации к книгам, ярко и выразительно рассказывать об увиденном на картинках.

6. Развивать детский интерес к разным видам театра (кукольный, настольный, теневой).

7. Развивать монологическую и диалогическую речь.

8. Воспитывать чуткость к поэтическому слову.

9. Воспитывать бережное отношение к книге.

Тематический план

1 этап - ФОЛЬКЛОР

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки - мудрость народа.

СЕНТЯБРЬ

Занятие 1: Малые фольклорные формы – потешки.

Цель: познакомить детей с потешками: «Гуленьки», «Киска», «, Шла лисичка по мосту». Помочь запомнить потешку «Гуленьки».  Объяснить значение и особенность  потешек, Учить рассказывать её выразительно, негромко, не спеша, чётко выговаривать окончание слов и не переставляя слова. Прививать любовь к народному творчеству

 Занятие 2: Малые фольклорные формы - скороговорки, чистоговорки

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (скороговорки, чистоговорки0, учить чётко произносить слова с различными интонациями, придумывать небольшие истории по их сюжету

ОКТЯБРЬ

Занятие3: Малые фольклорные формы – загадки.

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (загадки), учить детей внимательно слушать загадку, сопоставлять услышанное со своими знаниями об окружающем мире, обогащать словарный запас, учить использовать конструкцию предложения; совершенствовать словесно-логическое мышление.

Занятие 4: Малые фольклорные формы – пословицы и поговорки.

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (пословицы, поговорки), развивать умение связывать значение пословицы и поговорки с содержанием короткого рассказа, заучить пословицы и поговорки о дружбе.

2 этап СТИХИ и БАСНИ

НОЯБРЬ

Занятие 5: Весёлые стихотворения.

Цель: учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия, помогать в осмыслении значений образных выражений, заучить стихотворение «Повар» О. Григорьев, закрепить умение использовать средстваинтонационной выразительности

Занятие 6: Стихотворения о детском саде и игрушках.

Цель: вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения из цикла «Игрушки» А. Барто, познакомить со стихами о детском саде, заучить стихи по желанию детей, формировать положительное отношение к поэзии.

ДЕКАБРЬ

Занятие 7: Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Цель: познакомить с новым литературным жанром – басня, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, предложить детям послушать в аудиозаписи басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Занятие 8: Чтение басни Л. Толстова «Два товарища».

Цель: продолжать знакомить с новым литературным жанром – басня, с её жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, предложить детям послушать в аудиозаписи басню Л. Толстова «Два товарища»

3 этап - СКАЗКИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ и СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

ЯНВАРЬ

Занятие 9 :Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: познакомить с новой русской народной сказкой в аудиозаписи, учить понимать её эмоционально-образное содержание, закрепить представление о жанровых особенностях сказки, подвести к пониманию значения пословицы «У страха глаза велики»

Занятие 10: Чтение русской народной сказки «Смоляной бычок».

Цель: познакомить срусской народной сказкой, учить внимательно её слушать, следить за развитием сюжета, способствовать становлению личностного отношения к произведению, поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении

ФЕВРАЛЬ

Занятие 11: Рассказывание русской народной сказки «Кот , Петух и лиса».

Цель: познакомить с новой русской народной сказкой в аудиозаписи, учить понимать её эмоционально-образное содержание, закрепить представление о жанровых особенностях сказки

Занятие 12: Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Цель: познакомить со сказкой венгерского народа, учить понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали и эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать её с сюжетом сказки

МАРТ

Занятие 13: Чтение украинской народной сказки «Коза-дереза».

Цель: познакомить со сказкой украинского народа, формировать у детей умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, поддерживать интерес к чтению

Занятие 14: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Игра-драматизация сказки (настольный театр)

Цель: продолжать знакомить с новой русской народной сказкой, учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказки; учить детей использовать различные выразительные средства речи для передачи эмоций и характеров персонажей, развивать выразительность речи.

Цель: учить детей использовать различные выразительные средства речи, жесты, мимику для передачи эмоций и характеров персонажей, развивать выразительность речи.

4 этап - ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

АПРЕЛЬ

Занятие 15:Чтение произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Цель: познакомить с творчеством писателя С. Михалкова, учить слушать большое по объёму произведение «Дядя Стёпа», учить характеризовать поступки героя.

Занятие16: Чтение сказки С. Маршака «Кто колечко найдёт?».

Цель: познакомить с творчеством поэта С. Маршака, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

МАЙ

Занятие 17:Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Алёнка разбила зеркало».

Цель: учить внимательно слушать литературное произведение, выражать своё отношение к рассказу, его героям и поступкам, развивать связную речь.

Занятие 18:Чтение сказки Г. Цыферова «В медвежий час»

Цель: учить внимательно ,слушать литературное произведение, пересказывать его содержание, с опорой на иллюстрации, предложить детям рассказать о том, кто из персонажей им запомнился, какой эпизод сказки понравился




30 ноября 2019 в 20:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.